Правила игры Го (Вейчи, Бадук), применяемые в разных странах, в основном совпадают. Но некоторые отличия все же существуют. Иногда они могут даже привести к изменению результата, когда разница составляет 1-2 очка (бывает и значительно больше — см. ниже).
Несмотря на то, что история Го насчитывает тысячелетия, официально утвержденный свод правил появился только в 1949 г. (Nihon Kiin, October.2.1949). До этого правила существовали в устной традиции, а конфликты решались с привлечением общепризнанных авторитетов.
Японские правила обычно используют в Японии, Корее, США, Европе. С минимальными изменениями используются в Японии свыше 1200 лет (но впервые были записаны в 1949 году).
Китайские правила обычно используют в Китае, на Тайване, в Гонконге и Сингапуре. Они используются более 2000 лет.
Американские правила используются в турнирах, проводимых под эгидой Американской Го Ассоциации (AGA) (С января 1992 года).
Правила Инга применяются в соревнованиях, проводимых под эгидой фонда Инга (Ing Chang-Ki Wei Ch’i Educational Foundation) и на всех официальных турнирах на Тайване (последняя редакция — 1991 год).
Новозеландские правила представляют собой несколько упрощенные китайские правила. К ним очень близки правила, разработанные Тромпом и Тейлором для компьютерного Го.
Правила IGS применяются на сервере IGS (International Go Server) при игре по сети INTERNET.
В разных источниках встречаются отдельные мелкие разночтения по некоторым позициям одних и тех же пунктов правил.
Счет
В основном применяется две системы подсчета очков: японская (подсчет территории + пленные камни) и китайская (подсчет захваченной площади).
По японским правилам пленные камни снимаются с доски и помещаются на территории того же цвета. Затем территория трансформируется для удобства подсчета и считается территория того и другого цвета.
По китайским правилам пленные снимаются с доски и возвращаются в чаши для камней. Затем подсчитываются камни, выставленные на доску и территория только одного цвета, добавляя камни из чаш и трансформируя территорию для удобства подсчета. Если сумма камней и территории равна или больше 181, то эта сторона выиграла партию. Из суммы вычитаем 181, удваиваем, добавляем 1 и получаем величину выигрыша.
В AGA применяют и ту, и другую систему — по соглашению. Если соглашение не достигнуто, то применяют японскую систему.
Результат по обеим системам подсчета обычно совпадает (в пределах одного очка).
Чтобы добиться полного совпадения по правилам AGA последний ход должны делать Белые.
По правилам Инга используют специальные контейнеры для камней с определенным количеством камней (по 180 камней). Во время подсчета вся доска заполняется камнями по определенным правилам. У кого остается свободная территория, тот и победитель.
Сэки
По японским правилам в позиции сэки никакие свободные пункты не учитываются. По другим правилам пункты, окруженные какой-либо из сторон, добавляются к ее счету.
По правилам Инга раньше учитывались все пустые пункты в сэки пропорционально камням окружающим их. Это очень усложняло подсчет и в редакции 1991 года учитываются только пункты, полностью окруженные одним цветом.
Суицид
Это такие ходы, когда камень занимает последнее дамэ, но при этом не уничтожает группу противника. Поскольку группа не имеет больше дамэ, то она немедленно снимается с доски. В японских и китайских правилах самоубийственные ходы запрещены. В правилах Инга и в правилах Тромпа-Тейлора (в новозеландских правилах) разрешен суицид группы камней (но не одного камня). Такие ходы можно использоваться как ко-угрозы. Но в некоторых случаях ситуация может быть и серьезнее.
Так в позиции на Д.1, если суицид позволен, то черная группа живет в сэки, если запрещен, то черная группа гибнет.
Мистер Инг считает, что суицид группы камней должен быть разрешен, так как при этом не происходит повторение позиции.
Тейлор указывает, что разрешение суицида увеличивает гибкость игры, что позволяет игрокам лучше показать свое искусство.
Повторение позиции
Все правила едины в отношении запрещения двухходовых циклов повторения позиции (правило ко). Тибетские правила (не рассматриваемые здесь из-за сильных отличий от общепринятых) вообще запрещают ходить на пункты, с которых только что удалены камни.
Но имеются другие менее часто встречаемые случаи, когда позиция может повторяться. Имеются ввиду циклы более длинные, чем 2 хода. Например, тройное ко (Д.2) или ситуация “вечной жизни” (Д.3).
На Д.3 Черные ходят в A, чтобы убить группу Белых ходом в B. Белые сами ходят в B. Черные берут 2 камня. Белые в свою очередь берут 2 камня, и позиция повторяется.
Коми
По японским, китайским и американским правилам обычно коми равно 5,5 очков. В Корее в последнее время стали применять коми 6,5. А по правилам Инга коми 8 очков, но при равенстве очков побеждают Черные. Так что фактически 7,5.
При коми равном целому числу камней возможна ничья. Она может быть нежелательна (хотелось бы, чтобы все партии имели положительный результат и чтобы не было договорных ничьих), но может быть и желательна (больший простор для организаторов турниров при распределении призов, правильный результат между двумя равными игроками должен быть ничья).
В Японии долгое время коми вообще не применялось. Его величина имеет тенденцию к увеличению. Возможно для игроков высокого уровня его величина и должна быть порядка 8 очков. Для игроков более низкого уровня она должна быть меньше.
Размещение камней форы
По японским правилам и правилам IGS форовые камни располагаются на форовых пунктах в определенном порядке.
По китайским правилам порядок расположения форовых камней немного отличается (так 3 камня форы располагаются по диагонали доски). Но иногда применяют и свободное расположение камней форы.
По американским правилам можно выбирать между свободным и фиксированным расположением форовых камней.
По правилам Инга расположение форовых камней свободное. Он считает, что фиксация форовых камней — искусственное, и поэтому ненужное, ограничение.
Компенсация за камни форы
По японским правилам камни форы, выставленные на доску, сами по себе не приносят никаких очков, и поэтому никакой компенсации не требуется.
По правилам, использующим подсчет площади, каждый камень, выставленный на доску, приносит очко. Поэтому по китайским и американским правилам за выставленные камни форы Черные дают Белым компенсацию. По американским правилам N-1 очко, а по китайским — 1/2N прибавляется к счету Белых и 1/2N вычитается из счета Черных.
По правилам Инга, новозеландским и IGS никакой компенсации не предусмотрено. Таким образом, по этим правилам фора стоит больше на N очков.
Окончание игры
По японским, китайским и новозеландским правилам игра заканчивается после двух последовательных пасов.
По американским правилам тот, кто пасует, отдает противнику одного пленного. Поэтому последний ход должны сделать Белые, чтобы подсчеты по территории и по площади совпадали.
По правилам Инга после двух последовательных пасов игра еще продолжается. Только после четырех последовательных пасов игра заканчивается.
Решение проблемы “жизни и смерти” в конце партии
После окончания игры противники договариваются о статусе оставшихся на доске групп.
По японским правилам в случае несогласия локальная позиция записывается и доигрывается до очевидного конца, затем позиция восстанавливается и производится подсчет очков. При этом единственной ко-угрозой может быть только пас.
По другим правилам доигрывание позиции ведется по обычным правилам.
Процесс заполнения нейтральных пунктов (дамэ).
По японским правилам заполнение дамэ после окончания игры не требуется.
По китайским правилам каждый камень, выставленный на доску, приносит очко, поэтому игра ведется до тех пор, пока все дамэ не будут заполнены.
Нужно ли делать защитные ходы в своей территории?
По китайским правилам при ходе в свою территорию очки не теряются. Поэтому защитные ходы внутрь своей территории вполне допустимы после заполнения всех дамэ, и это может быть полезно при решении проблем “жизни и смерти”.
По японским правилам любой ход в свою территорию отнимает очко, поэтому лишние ходы недопустимы. Это обстоятельство может приводить к затруднениям при определении статуса оставшихся на доске групп.
Надо отметить, что в древности в Китае подсчет очков проводился по правилам, принятым сейчас в Японии, и только 500 лет назад был введен метод подсчета занятой площади одним из противников.
Билл Тейлор (один из разработчиков правил Тромпа-Тейлора) призывает к переходу на китайские правила подсчета результата партии.
“Позвольте мне вновь повторить мотивы желания принять правила китайского стиля. Они во многом проще, более элегантны, более легко формулируются и они наиболее удобны для судейства.
Вопрос о том, когда игра заканчивается и какие группы живы или погибли решаются более легко и логично, чем в японском варианте, где главным мотивом похоже является чрезмерное почтение к традициям и чувство “красоты недосказанности” (критерий, возможно, более приемлемый в опере Но, чем в стратегической игре, имеющей всемирное распространение). В частности, это касается того, чтобы правила были сделаны естественными и приемлемыми, насколько возможно, для начинающих так, чтобы они не отворачивались от нее, как от чего-то непонятного и беззаконого, особенно при, часто выглядящем нечестно, “свободном снятии” пленных в конце партии. Западные страны особенно не могут игнорировать эту причину оттока новичков.
Обращаюсь особенно к EGA, которая слишком затягивает с неизбежным переходом к правилам китайского стиля, как это случилось в AGA несколько лет назад (к сожалению, они никак не могут признать, что перешли на китайский вариант, хотя фактически уже сделали это)”
В Британии обычно используют японские правила, за исключением того, что тройное ко трактуется как ничья, и коми часто равно 6 очков.
В выпусках бюллетеня № 22-23 приведены “Правила проведения соревнований Европейской Федерации Го”.
В разделе, посвященном концу игры, говорится: “Даже в процессе заполнения нейтральных пунктов игроки должны делать ходы по очереди. В процессе заполнения нейтральных пунктов другие ходы всегда разрешаются — игра еще не закончена. “Пас” — единственный способ для игрока известить соперника, что игра окончена.”
После двух последовательных пасов наступает стадия согласования статуса групп (и останавливаются часы). Если нейтральные пункты еще не заняты, то иногда может возникнуть конфликтная ситуация, когда игрок после занятия всех дамэ без предупреждения вдруг убивает группу соперника.
Просмотров: 3 643